Результаты социологического опроса среди целевой аудитории Арбитражного суда Пермского края за 2019 год

О результатах социологического опроса среди целевой аудитории

Арбитражного суда Пермского края

Секретариатом председателя суда в рамках пункта 1.19. плана  работы суда на 2 полугодие 2019 года проведено социологическое исследование методом социального опроса  участников процесса по оценке качества работы Арбитражного суда Пермского края. Опрос призван выявить  те направления работы, которые требуют совершенствования. Респонденты ответили на вопросы, связанные с организацией деятельности суда, оценкой доверия общества к судебно-арбитражной системе, судебной этикой, работой комнаты переговоров (примирения)  и зала ознакомления с материалами судебных дел в суде.  Исследовались вопросы, относящиеся к новой примирительной процедуре с участием судебного примирителя.

Респондентам было предложено 22 вопроса с вариантами ответов, отражающих мнение анкетируемых об удовлетворенности степенью доступности информации о деятельности суда,  предпочитаемых  способах подачи документов в суд, соблюдении требований процессуального законодательства. Запрашивалось мнение целевой аудитории о случаях некорректного поведения со стороны судей, работников аппарата суда, судебных приставов и предпосылках разглашения сотрудниками суда служебной информации, ставшей известной в связи с исполнением должностных обязанностей. В последнем пункте анкеты было предложено указать замечания и пожелания по совершенствованию организации работы суда.

Итоги проведенного социологического опроса.

В социологическом опросе приняли участие 163 респондента, 33 из которых заполнили анкету посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.          

Из 163 человек, принявших участие в анкетировании, 23,9 %  в возрасте до 30 лет,  33,8  % - от 30 до 40 лет,  28,2   % - от 40 до 50 лет, 10,5 % -  от 50 до 60 лет,  3,6 % - свыше 60 лет.

По сфере профессиональной деятельности:  84 % составляют юристы, 16 % - представители иных профессий.

По статусу: граждане - 20,9 %, индивидуальные предприниматели – 12,8%,  представители государственных органов и органов местного самоуправления – 17,1 %,  представители юридической организации - 42,4%,   иные лица, которые заявили себя как адвокаты, арбитражные управляющие- 6,7 %.

Из числа опрошенных большинство респондентов 60,2 % посещают суд часто, не реже одного раза в месяц,  29,4 %  участвуют в арбитражном процессе один раз в месяц и реже, 10,4%  пришли в суд впервые.

Таким образом, большую часть целевой аудитории составляют лица в возрасте от 30 до 40 лет,  представители юридических организаций, являющиеся по специальности  юристами, посещающие Арбитражный суд Пермского края не реже одного раза в месяц.

Анкетирование показало, что степень информированности о деятельности суда велика  – 88,4 % (в 2018 году – 84 %). Некоторые респонденты считают, что суд не достаточно полно предоставляет информацию (11,6 %). Лиц, не довольных доступностью и полнотой представляемой судом информации,  не выявлено.

Большинство респондентов  узнают о деятельности Арбитражного суда  Пермского края через интернет сайт суда – 82,8 %, другие получают сведения о работе суда через  средства массовой информации (11 %), либо из других источников (6,2%).

Посетители сайта Арбитражного суда Пермского края чаще обращаются к таким разделам как «Новости», «Режим работы и контактная информация», «Картотека судебных дел», «Расписание судебных заседаний».

Важной информацией является информация  о ходе рассмотрения дела. Многие используют интернет сайт  для подачи документов в суд в электронном виде, для расчета размера суммы госпошлины, подлежащей уплате («Калькулятор госпошлины»). Востребован раздел «Процесс», некоторым  интересны разделы «Судебная практика», «Документы суда» и «Судьи».

Большая часть опрошенных принимала участие в судебном процессе посредством видеоконференц-связи (51,5 %), остальные такой технологический  сервис в своей профессиональной практике не использовали (48,5 %).

У 84,7 % участников опроса не имеется замечаний к пропускному режиму в Арбитражном суде Пермского края,  однако 15,3 % респондентов  отмечают наличие очередей при выдаче пропусков особенно ближе к 14 часам (окончание обеденного перерыва). Этот  показатель ниже, чем в прошлогоднем опросе - 23,5 %,

Результаты опроса по организации работы  зала ознакомления с материалами судебных дел в Арбитражном суде  Пермского края показали, что большинство  респондентов  90,8 % не имеют замечаний;  9,2 %  не довольны размером помещения, где осуществляется  ознакомление с материалами судебных дел, отсутствием возможности ознакомиться с материалами дела в день подачи заявления, длительными сроками подготовки дела к ознакомлению. Некоторые из числа опрошенных не получили ответ на ходатайство об  ознакомлении  с материалами судебного дела и просят организовать смс уведомления о дате и времени ознакомления с материалами дела.

Большинство респондентов не имеют замечаний по организации в Арбитражном суде Пермского края приема процессуальных документов (93,2 %); некоторые указали  замечания, выразившиеся в  работе одного окна, и наличии очереди в приеме документов (6,7 %).  Возросло число  желающих сдать документы  в суд через окно приема (52,1 %). Этот показатель постоянно изменяется: в 2018 году - 28,2 %,  в 2017 году - 68,2 %.  Из числа опрошенных, как правило, большинство использует несколько способов подачи документов в суд,  включая: систему «Мой арбитр» - 67,4 %  (2018г. - 65,3 %),  услуги почты – 8,5 %  (2018г. - 8 %), используют ящик для корреспонденции, расположенный в вестибюле суда - 6,1 % (2018г. -2,4 %) .

Анкетирование выявило снижение  показателя своевременного начала судебного процесса,   в 2019 году этот показатель составил  36,9 %  ( 2018 г. -62 % , 2017г. -  58,9 % ).  Почти половина судебных процессов 49,7 %  (27 % и 37,6 % соответственно в предыдущие годы) начиналась с небольшим опозданием (5 – 15 минут);  возросло количество опозданий  свыше 15 минут до 13,4 %  (3,5 % и 10,6 %  соответственно в предыдущие годы).

Комнату переговоров (примирения) Арбитражного суда Пермского края  использовали  лишь  4,9 % респондентов. Не посещали комнату переговоров 95,1 % респондентов, однако использовали в судебном порядке примирительные процедуры, в том числе: проведение переговоров - 31,9 %,   процедуру медиации - 3,6 %.  Из числа опрошенных 64,4 % примирительные процедуры не применяли.

Опрос показал, что при применении в своей деятельности примирительных процедур, не пришли к желаемому результату закончить судебное разбирательство мирным путем 58,5 % респондентов. В остальных случаях достигнуты следующие результаты: 0,6 % респондентов заключили медиативное соглашение, впоследствии утвержденное судом;  25,1 %   заключили мировое соглашение;  в  8,5 % случаях состоялся отказ от иска; в  5,5 %     случаях принят частичный отказ от иска; в 1,8 % случае принято решение о признании иска.

Кроме этого результаты опроса показали, что 48,5 % участников судебных процессов готовы урегулировать спор, в соответствии со статьей 138.5 АПК РФ,  путем использования примирительной процедуры с участием судебного примирителя (судебное примирение), 51,5 % к новым примирительным процедурам  не готовы.

Следует отметить, что количество случаев некорректного поведения со стороны судей снизилось до 17,1 % (18,5 % и 23,5 % показатели 2018г. и 2017г. соответственно), так же снизилось и со стороны  работников аппарата суда  до 6,7 % (7,2 % показатель прошлого года).  Респонденты отмечают, что сталкивались с недоброжелательностью со стороны работников аппарата, с  грубостью, невнимательностью со стороны судей, отмечено неумение и нежелание  выслушать сторону в процессе. Большинство участников опроса - 76,2 % (2018 г. - 74,3 %) подобного поведения не наблюдали.

Из анализируемых ответов установлено, что 84,6 % участникам опроса  не известны случаи разглашения сотрудником суда служебной информации, ставшей известной в связи с исполнением должностных обязанностей; затрудняются ответить на поставленный вопрос - 8,9 %;   слышали от знакомых - 3,4 %;  читали в прессе – 1,2%; слышали от представителя без указания  на факты - 1,9 % (данные не нашли подтверждения).  

Перед анкетируемыми был поставлен вопрос: «Посещаете ли Вы раздел «Противодействие коррупции» официального сайта Арбитражного суда Пермского края?»  Были получены следующие ответы: 9,8  % посещали данный раздел с ознакомительной целью;  90,2 % раздел не посещали.

Соцопрос показал, что в 2019 году показатель доверия к суду повысился до 78,6%  (ранее составлял 77,4 %), испытывают недоверие к суду  3 % (2018г. - 2,4 %). Часть респондентов  затруднились ответить на этот вопрос (18,4 % ).  

Работу Арбитражного суда Пермского края респонденты оценили на  «отлично»    - 26,9 % (2018г. -21 %), поставили оценку «хорошо»  - 65,8 % (2018г.- 68,5 %), оценку «удовлетворительно»  - 7,3 % (2018г. - 10,5 %),  неудовлетворительной оценки не имеется.