Результат социологического опроса среди целевой аудитории Арбитражного суда Пермского края 2017 года

В ноябре 2017 года проведено социологическое исследование методом социального опроса  участников процесса по оценке качества работы Арбитражного суда Пермского края. Опрос  проведен в целях выявления направления работы суда, которые требуют совершенствования. Респонденты ответили на вопросы, связанные с организацией деятельности суда, оценке доверия общества к судебно-арбитражной системе, медиации, судебной этикой, работой интернет-сайта суда.   

Респондентам было предложено 17 вопросов с вариантами ответов, отражающих мнение анкетируемых об удовлетворенности степенью доступности информации о деятельности суда, о соблюдении требований процессуального законодательства. Исследовались предпочитаемые  способы подачи документов в суд, а также технические  сложности  при поиске необходимой информации на сайте Арбитражного суда Пермского края, а также вопросы, относящиеся к развитию  актуального направления деятельности в арбитражном процессе - медиации. Запрашивалось мнение целевой аудитории о случаях некорректного поведения со стороны судей, работников аппарата суда, судебных приставов и предпосылках коррупционного поведения со стороны работников суда. Восемнадцатым пунктом анкеты было предложено указать замечания и пожелания по совершенствованию организации работы суда.

Итоги проведенного социологического опроса.

В социологическом опросе приняли участие 85 респондентов.

Результаты опроса по организации в Арбитражном суде  Пермского края приема процессуальных документов показали, что у большинства - респондентов 70,5 % отсутствуют замечания;  29,5 % респондентов недовольны ограниченным временем приема документов, предлагают принимать документы через окно приема  в течение всего рабочего дня суда.

Из числа опрошенных, большинство использует несколько способов подачи документов в суд,  включая услуги почты – 14,2 %, 57,6  %  предпочитают систему «Мой арбитр».  Следует отметить, что возросло  число желающих сдать документы  в суд в окно приема – 68,2  %, в прошлом году это число равнялось 43 %.  Лишь 2,3 % готовы опустить конверт с документами в ящик для корреспонденции, расположенный в вестибюле суда.

Степень информированности о деятельности суда велика 87 %, это говорит о популярности Интернет-сайта суда, 13 % опрошенных затрудняются ответить, а респондентов, которых бы не удовлетворила информация о деятельности суда, не имеется.

Результаты опроса показывают, что у 85,9 % респондентов не возникает сложностей в поиске информации,  лишь 14,1 % имеют затруднения в поиске информации. Они не довольны  несвоевременностью опубликования информации на сайте, хотели бы видеть информацию по заявлению в день его подачи, номера телефонов и полные имена специалистов, а также помощников судей, номера кабинетов,  в которых они находятся. Некоторым не хватает на сайте образцов процессуальных документов и обобщения судебной практики.  

Исследуя блок вопросов, отведенных  вопросам медиации, получены следующие значения: 82,4 %  анкетируемых знают о преимуществах примирительных  (медиативных) процедур перед обычным рассмотрением арбитражного спора в суде, 17,6% - не знают таких преимуществ.

На вопрос «Знаете ли Вы, что в Арбитражном суде Пермского края работает комната переговоров (примирения)», 92,9  % респондентов ответили, что знают о работе такой комнаты, 7,1 % - не знают.

Источником информации  о работе комнаты переговоров послужил сайт для 48,2 %. В данном случае можно вновь отметить популярность Интернет-сайта суда. Далее, по количественному соотношению идут буклеты, находящиеся на информационных досках в холлах суда,  28,2 %. 8,2  % участников анкетирования  услышали информацию  на мероприятиях, проводимых в арбитражном суде, непосредственно  от судей и медиаторов, а также прочитали на информационных стендах суда. Получили информацию о комнате переговоров  из настоящего опроса 15,4 %.

Респондентам был предложен вопрос: «Какие препятствия Вы усматриваете для обращения в комнату примирения?», 14,1% заявили о недостаточной информированности ее работы, хотя часть из них указала на источник информации о комнате примирения (предыдущий вопрос): сайт суда либо буклет.  Данные источники содержат графики работы,  как комнаты переговоров (примирения), так и профессиональных медиаторов. Можно сделать вывод о невнимательном прочтении информации на сайте и буклете. Далее, на исследуемый вопрос получены ответы о том, что 10,6 % анкетируемых считает, что препятствием для обращения в комнату примирения является затягивание  судебного процесса, 2,4 % говорят о недостаточной квалификации медиаторов, 25,9 %  испытывают недоверие к медиации в целом, 47% считают, что препятствий не имеется. Следует отметить положительную динамику о возможности применения процедуры медиации в арбитражном процессе,  так как в прошлом году 76,3 % не были готовы к этой процедуре.

Подтверждают  начало развития медиативных процедур в арбитражном процессе, ответы 7,1 % респондентов, воспользовавшихся в настоящее время услугами медиаторов, 92,9 % - не обращались к их  помощи.

Положительным моментом   можно считать факт, что у 76,5 % не имеется замечаний к пропускному режиму в Арбитражном суде Пермского края, 23,5 % отмечают наличие очередей при выдаче пропусков.

Доверяют  Арбитражному суду Пермского края  81,2 % респондентов; испытывают недоверие к суду 2,3 %, 16,5 % -  затрудняются ответить.

Оценивают работу Арбитражного суда на «отлично» 22,3 %, на «хорошо» - 71,8 %, 5,9 % считают, что работа суда заслуживает  удовлетворительной оценки, неудовлетворительной оценки нет.